Работа с детьми от 4 до 18 лет (индивидуальная и групповая работа)

ребенокКонсультации детского психолога и проведение детской психотерапии показаны при широком спектре проблем:

  • Нарушения эмоционального состояния ребёнка (частые изменения настроения, повышенная тревожность, страхи)
  • Заикания, тики,  энурез,  нарушения сна.
  • Нарушения поведения: агрессивность, непослушание, истерики.
  • Проблемы в обучении
  • Проблемы общения со сверстниками.
  • Конфликтные отношения в семье.

Цели детской психотерапии:

— помочь ребёнку справиться с эмоциональным дискомфортом, обрести веру в себя, свои силы, овладеть чувством контроля и стать более ответственным, научиться понимать себя и других

— помочь родителям лучше понимать своего ребенка, его потребности и желания.

Детская психотерапия значительно отличается от взрослой терапии. Обусловлено это в первую очередь возрастными особенностями  детей. Дети обладают большей внушаемостью,  впечатлительностью, склонностью к фантазированию, они более управляемы и ведомы. Но главная особенность —  это несамостоятельность ребёнка, незрелость «Я», зависимость ребёнка от близких ему людей.

Поэтому детская психотерапия строится в двух направлениях:  работа психолога непосредственно с ребёнком и работа с его социальным окружением ( в первую очередь  с семьей).

На первых встречах детский психолог проводит  диагностику не только индивидуальных особенностей ребенка, но и семейной ситуации. Проблемы ребенка часто являются отражением скрытых или явных семейных проблем, обусловлены  патологическим типом воспитания , незнанием  возрастных или индивидуальных  особенностей ребенка. 

Практика показывает, если ребенок, успешно прошедший терапию, возвращается в привычную психотравмирующую ситуацию, то все его положительные изменения сводятся на «нет». И наоборот,  изменение поведения родителей  приводят к улучшению поведения ребенка.

В зависимости от предполагаемой причины нарушения поведения ребенка, психолог может предложить не только индивидуальную терапию ребенку, но и семейную терапию или индивидуальные консультации одного из родителей.

Чем младше ребенок, чем зависимее он от взрослых, тем больше необходима  работа психолога с родителями. Детям моложе трех лет терапия проводится только в системе «мать и дитя».

Другой отличительной особенностью детской психотерапии является то,  что на прием к психологу дети чаще приходят не по своей воле, а по воле родителей или учителей. Ребенок часто не видит своих проблем и не чувствует потребности к изменениям. Поэтому важной частью терапевтической работы является установление доверительных отношений с психологом и создание мотивации к сотрудничеству. Этот период требует определенной временной затраты.

Методы детской психотерапии:

Методы, применяемые в детской терапии, тоже имеют свои особенности.

Дети, в отличие от взрослых, не могут достаточно полно выразить свои переживания словами (вербально). Проблемы, конфликты, чувства, привычные механизмы защиты выражаются у детей преимущественно  в поведении и символических образах. Поэтому главные методы психотерапии в работе с детьми – это игровая терапия, позволяющая отразить привычные поведенческие реакции,  и терапия, связанная с образами:  арт-терапия, символдрама, песочная терапия, сказкотерпия.  В нашем центре эти методы терапии и их модификации проводятся в русле психодинамического  и поведенческого подхода.  Каждый метод имеет свои особенности и подбирается индивидуально. В основе каждого метода лежит свободное выражение спонтанных переживаний. Терапевтический эффект обеспечивается различными механизмами: символическим отреагированием, проживанием ситуации, обучением новым способам поведения, внушением, изменением отношений к проблеме.

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром  – игра.

При помощи игры детский психолог, работающий с ребенком  получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах, невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а так же взаимоотношения ребенка со значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решение своих проблем, иногда даже не прибегая к вербальному толкованию. Игровая терапия может сочетаться с песочной, кукольной, арт-терапией.

 

Арт-терапия  – это метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества. Чаще в арт-терапии используются художественно-изобразительные методы: рисунок, лепка, коллаж, фотография, создание песочных композиции.  Детям гораздо проще и легче выразить свои переживания на бумаге, чем раскрыть их родителям или психологу. Во время сессии  психотерапевт может предложить ребёнку выполнить рисунок на свободную или заданную тему, составить по рисунку рассказ или сказку,  осуществить с рисунком определённые манипуляции. В процессе терапии ребёнок освобождается от негативных эмоций, учится новым способам поведения и реагирования, развивает фантазию и творческое мышление, снимает психическое напряжение.

 

Глиняная терапия — один из методов арт-терапии, зарекомендовавший себя как эффективный метод работы с чувствами. Позволяет эффективно отреагировать гнев, агрессию, страх, чувство вины. Ваяние из глины образов, ситуаций, эмоций является метафорой внутреннего состояния. А непосредственное взаимодействие с природным материалом обладает седативным эффектом. Особенно показана в работе с агрессивными детьми.

 

 

 

Сказкотерапия – использует ресурсы сказок для решения ряда задач: воспитание, коррекция поведения, улучшение взаимоотношений с окружающими людьми, развитие личности.

Этот метод  ориентирован на внутреннюю бессознательную работу, в основе его лежит  использование  метафоры, опыта поколений, коллективных бессознательных образов. Сказка может сочиняться самим ребенком, вместе с ребенком, для ребенка.  Сказка может разыгрываться и обсуждаться. Ребенок приобретает новые формы поведения, освобождается от эмоционального напряжения.

 

 

Песочная терапия – терапевтический метод, направленный на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы появляются в символической форме  при создании композиций на песке.

Песок и маленькие фигурки ― этого достаточно детям, чтобы придумывать сказочные сюжеты, проигрывать конфликтные ситуации, освобождаясь от напряжения и невысказанности. Полученный в песочнице опыт поможет ребенку стать раскованнее и смелее в реальной жизни,  научиться понимать себя и других. 

 

Символдрама  – это метод глубинно-ориентированной терапии, представляет собой свободное фантазирование в форме образов  на заданную психотерапевтом тему.

Символдрама особенно эффективна в работе психолога со старшими детьми и подростками, когда игровая терапия теряет свою эффективность, а более важное значение приобретает разговорная психотерапия. Терапия по методу символдрамы позволяет работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями.

Каждый из перечисленных методов может быть составной частью семейной терапии.

 

Консультации проводит детский психолог:

Шапошникова Мария Владимировна, 1973 г.р.
Психолог, практический стаж – 15 лет.

Образование:
1991 – 1997 гг. ПГМА – врач-педиатр.
1998 – 2000 гг. ПГПУ – практический психолог.
2000 – 2010 гг. Курсы повышения квалификаци по символдраме, эриксоновскому гипнозу, психодраме, детской психологии.

Профессиональный опыт:
Опыт работы психологом в медицинской и образовательной сфере с 2000 года

ПОДРОБНЕЕ о специалисте…

 

Детский психолог в Перми — психологический центр доктора Вагина

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Прочитайте еще:

Комментируйте

ООО «Психологический центр Юрия Вагина»

+7 (342) 280-95-05, 288-08-68

г. Пермь, ул. Пионерская, 2
Электронная почта: pcdv59@gmail.com

Яндекс.Метрика

Разработка сайта Студия Семь